Ребенок не выговаривает букву Р, что делать?
Большинство родителей очень переживают за развитие своих детей даже тогда, когда они еще совсем юны. В данном случае речь идет об артикуляции. На то, насколько успешно ребенок будет произносить звуки, влияет множество факторов, в том числе и возраст. Если ребенок до 4 лет не выговаривает шипящие, букву «Р» или «Л»- это не страшно. Однако если возраст ребенка перешел границу 5-6 лет, то необходимо обратить внимание, насколько успешно он произносит те или иные звуки. На проблемы с речью влияют как психологические, так и физические факторы. К психологическим можно отнести: проблемы в семье, тяжелая окружающая обстановка. К причинам, связанным с физическими недостатками, относят: короткая уздечка языка, заячья губа, расщепленное мягкое небо, частичное снижение слуха и невротические расстройства. Короткую уздечку языка можно исправить хирургическим путем. Таким образом, прежде чем приступать к решению возникшей проблемы, необходимо выявить истинную причину возникновения нарушений.
В том случае, если родители решают самостоятельно помочь ребенку, им необходимо ознакомиться с методиками, которые доступны для непрофессиональной практики. В случае с профилактикой произношения буквы Р наиболее эффективными способами являются повторение коротких слов, где звук Р хорошо слышен, произносить звукосочетания тр – др и т.д. Слова, которые чаще всего используют : река, рыба, трактор, рак. Можно показать на собственном примере как вы произносите этот звук, обращая внимание ребенка на движение вашего языка. Для того, чтобы заинтересовать ребенка в решении этой проблемы, находчивый родитель имеет возможность приподнести занятие как своеобразную игру и, таким образом , кроме работы над артикуляцией наладить отношения с ребенком. Главное помнить, что это не диагноз и нужно лишь прикладывать усилия. Систематические и упорные занятия принесут свои результаты.
В том случае, если причина проблем с артикуляцией кроется гораздо глубже или же родители доверяют лишь специалисту, то помогут . Для решения этого вопроса у логопеда в среднем уходит 1-2 месяца, даже при условии посещения занятий 1 раз в неделю. Логопед использует такие методики как раздражение языка палочкой или зондом, заставляя его вибрировать, разнообразные упражнения на развитие двигательной функции языка. Первым результатом, как правило, является произношение Р в сочетании с другими звуками, а в последствии и отдельно.
Очень важно, чтобы у ребенка не возникло ощущение собственной неполноценности. Большинство детей комплексуют по этому поводу, так как в коллективе на это обращают внимание и выделяют их среди других. Статистика показывает, что ребенок самостоятельно может научиться выговаривать звуки. Наблюдались случаи, когда родители усиливали эффективность работы специалиста, мотивируя подарками или другими важными вещами. Таким образом, препятствия в виде проблем с артикуляцией, переставали существовать для юного борца, когда тот хотел получить обещанный подарок.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что главное контролировать ситуацию и оказывать ребенку должную поддержку, прежде всего в виде своей безусловной любви. Дать понять, что ваш малыш ничем не отличается от других детей, что его любят таким какой он есть, а произношение звуков- это лишь вопрос времени. Родители могут создать из возникшей проблемы возможность для сближения со своим чадом!