Мутизм у детей: причины и следствие
В каждом детском саду или школе встречаются «странные» дети. Свободно разговаривая дома, в другой обстановке они превращаются в «немых». В некоторых случаях с ними удается наладить контакт при помощи мимики, жестов, рисунков, письменной речи. Но часто дети отказываются и от таких форм общения. Они не только не вступают в разговор, но и не смотрят на собеседника, уклоняются от совместных игр, даже избегают прикосновений.
Может возникнуть мысль о какой-либо неполноценности или аномалиях психики. В то же время поведение таких детей дома, а также результаты психологического обследования свидетельствуют о нормальном интеллекте и психическом здоровье.
Эта «странность» имеет свое название – мутизм (немота). Поскольку реакция отчуждения и молчания сугубо избирательна, введено такое понятие, как избирательный мутизм. Мутизм может быть и тотальным – распространяться на все ситуации и всех людей. В этих случаях речь уже идет о более серьезных психических или неврологических проблемах — органическом поражении головного мозга, тяжелой депрессии, реактивном состоянии, раннем детском аутизме, шизофрении.
Избирательный мутизм характеризуется произвольным приспособительным поведением. Например, вырабатывается определенная форма отношений с отчимом, с воспитателем детского сада, с учителем и т.д. Встречается фобический мутизм: страшно обнаружить себя неумехой, незнайкой, заикой; страшно признаться в том, что нет сил находиться в помещении, где много людей, нет сил вынести прямой взгляд в глаза; очень страшно, когда громко говорят, прикасаются, стоят близко.
В основе истерического мутизма лежит подсознательное стремление манипулировать окружающими, подчинить их себе, а потом «вить веревки». Мутизм депрессивный сопровождается снижением общего тонуса: мрачно, ничего не хочется, все плохо. Наблюдаются также и смешанные формы мутизма, когда всего понемножку.
Почему сознательно избирается именно такой, несовершенный и незрелый, инфантильный стиль поведения? Есть несколько объяснений.
Такое может произойти, если нарушена система «мать-дитя» (неприятие, вынужденный отрыв, блокирование контактов). При прямо противоположной позиции (оранжерейное воспитание) также может произойти скатывание к мутизму. Попадая в новую, непривычную обстановку, ребенок теряется, не знает, как себя вести, и дает архаическую реакцию по типу «мнимой смерти». Это древняя реакция, доставшаяся человеку от его биологических предков: любое животное в критической ситуации либо замирает, либо начинает метаться и паниковать. Частичные проявления этих двух механизмов поведения своеобразно сочетаются у мутичного ребенка, поскольку, ничего не отвечая, он совершает своими руками и мимическими мышцами разнообразные неконтролируемые движения и манипуляции. Он гримасничает, теребит одежду, крутит волосы, ломает и кусает ногти и т.п.
Хорошего во всем этом мало. Поэтому вывод один: лечить. Пусть вас насторожит такой факт, что ранимые и чувствительные взрослые – это часто не леченные в детстве мутисты.
Как мы уже говорили, речь идет о пограничном состоянии, а не о болезни. Но ведь такие дети приходят в коллектив и кардинально отличаются от остальных, а педагог не всегда знает, что такое мутизм и как он проявляется. Это значит, что ребенок может оказаться за стеной двойного непонимания.
Сочетание комплекса неполноценности с завышенной самооценкой, согласитесь, горючая смесь. Отсюда и все беды: стремление быть в центре внимания, нежелание проигрывать, неумение играть по правилам, выдерживать до конца свою роль в сюжетной игре, привычка перекладывать ответственность на других. Последнее приводит к тому, что с течением временем ребенок превращает значимого взрослого (чаще всего мать) в бесплатного переводчика и экскурсовода по жизни, кормилицу и благодетеля.
Образуется порочный круг: социально и эмоционально незрелый ребенок формирует вокруг себя искусственный мир, затрудняющий его дальнейшее взросление и полноценную интеграцию в обществе.
Для того, чтобы справиться с этой проблемой, нужно только желание родителей и немного времени. Да, как это ни странно, часто восьми дней корректировки достаточно. Психотерапевтическая помощь таким детям должна осуществляться в трех пространственно-временных измерениях: «тогда и там» (за счет обращения к доречевым формам общения), «сейчас и здесь» (в виде решения межличностных конфликтов), «вскоре и вблизи» (выравнивание самосознания с индивидуально-личностной зоной).
В настоящее время разработана и успешно внедряется психо-коррекционная программа, которая действительно позволяет добиться реальных результатов уже в течение недели. 7-8 дней родители и дети вместе приходят в эту «школу исправления» и вместе в ней учатся. Чему? Например, тому, как установить такой режим молчания, в котором невозможно молчать. Допустим, репетируется сценка, рисуется герб семьи (неужели всех все устраивает и ни у кого нет никаких вопросов?). Включается в действие система поощрения за какие-то речевые успехи. Родители и дети меняются ролями. Родители очень мило, без раздражения и агрессии, копируют поведенческие приемы своих детей.
Случается, необходим повторный курс корректировки. Но если пустить все на самотек, вырастет человек с очень тяжелым характером.
Здравствуйте. Пришлите пожалуйста , адрес центра в г. Санкт-Петербурге для занятий с детишками- мутистами. Нужна помощь! Насколько я поняла, ребенку нужен психолог? Спасибо
Здравствуйте. Я практикую в другом городе, поэтому не могу посоветовать центр с хорошими результатами в этой сфере. Найдите хорошего психолога или психиатра, обследуйте ребенка и специалист посоветует лучший центр в вашем городе.
Пришлите пожалуйста , адрес центра или школы для занятий с детишками- мутистами. Нужна помощь! Спасибо
Ольга, думаю, что Вам необходимо обратиться с ребенком в одну из клиник, которые занимаются лечением мутизма.
Консультация специалистов может помочь в развитии речи у ребенка.
Такими проблемами занимаются:
1. Институт психического здоровья и аддиктологии
Москва тел. 7(495) 958 22 26
2. Клиника восстановительной неврологии
Москва тел. 7(495) 232 00 10
3. Сарклиник
Саратовская область тел. 7(8452) 60 60 60.
В Москве также находится Центр патологии речи и нейрореабилитации.
Тел. 7(495) 438-28-11.
Обучение детей с такого рода нарушениями проводится в коррекционных школах в Москве.
Школа № 1321 тел. 7(495) 273-25-20
Школа № 359 тел.7(495) 923-56-23.
Подскажите,пожалуйста,эту школу!Очень надеюсь,что откликнутся специалисты по проблеме детского элективного мутизма!