Эмоциональные нарушения у детей
Эмоциональные нарушения у детей обладают широким спектром. Это может выражаться как в тяжелых невротических конфликтах, так и в неврозоподобном состоянии ребенка в связи с органическим поражением центральной нервной системы, преневротическом состоянии и прочее.
В психологии эмоциональные нарушения у детей рассматриваются как плохое состояние, которое возникает в связи с трудно разрешимыми личностными конфликтами.
Признаки эмоционального неблагополучия у ребенка дошкольного возраста
К основным признакам эмоционального неблагополучия у детей относятся:
1. проблемы в общении с взрослыми либо сверстниками:
– сильная возбудимость;
– неуравновешенность;
– яркие реакции (истерический плач, гнев, обиды), сопровождающиеся покраснением, усиленным потоотделением и прочее;
– упрямство;
– конфликтность;
– жестокость;
– негативизм;
– негатив к общению;
– постоянные отрицательные эмоции;
– холодность в общении, отсутствие положительных эмоций;
– неуверенность в себе, отчужденность.
2. Специфика внутреннего мира:
– восприимчивость;
– обостренная впечатлительность;
– острая чувствительность;
– страхи, которые мешают обычной жизнедеятельности;
– тревожность и мнительность
Конечно, подобная классификация лишь условна, потому что эмоциональное неблагополучие оказывает непосредственное воздействие на общительность и поведение ребенка.
Уровни эмоционального формирования детей
Неблагополучие:
– неумение либо нежелания совершать совместные действия со сверстниками или взрослыми;
– инициатива в общении отсутствует;
– «уход» от взаимодействия;
– самоконтроль в эмоциональном, поведенческом плане отсутствует;
– нормы и правила деятельности и общения не признаются;
– такие понятия, как «хорошо – плохо» отсутствуют либо ребенок не желает им следовать;
– агрессивное, конфликтное поведение.
Средний уровень:
– недостаточный уровень инициативности в общении;
– пассивные роли;
– возможность оказание помощи либо ее принятие.
Высокий уровень:
– предпосылки к вступлению в общение, к взаимодействию на протяжении длительного времени;
– принятие участие в общественных, коллективных делах;
– успехи в исполнении лидерских и пассивных ролей;
– способность улаживать конфликты, умение настоять на своем либо уступить;
– адекватность в выполнении правил, созданных взрослыми;
– забота по отношению к чувствам других людей и миру предметов;
– способность занять себя самостоятельно;
– обладание адекватными методами выражения личного внутреннего состояния.
Заболевания, способствующие эмоциональным нарушениям у детей
Стандартно известно три подгруппы факторов, которые способствуют возникновению эмоционального неблагополучия у подростков либо детей: психологическая, биологическая и социально-биологическая.
В биологические предпосылки эмоционального неблагополучия входят генетические факторы. Таким образом, зарубежные авторы обнаружили отчетливую взаимосвязь между детской депрессией и аналогичным состоянием их родителей.
К психологическим же факторам относится специфика эмоциональной и волевой детской сферы, включая нарушения адекватной реакции не внешние факторы, а также недостаточное развитие навыков самостоятельного контроля собственного поведения и иные факторы.
Стоит отметить, что условно-эмоциональное неблагополучие может быть также разделено на две группы. В основу данного деления ложатся те области, в которых проявляются социально-эмоциональные нарушения. Так, рассматриваются взаимоотношения ребенка с другими людьми, а также особенности детского внутреннего мира.