Афазия у детей (расстройства развития речи)
Афазия у детей обусловлена повреждениями либо задержкой развития у них речевой функции. Предположительно, данные нарушения имеют непосредственное отношение к задержкам в биологическом созревании головного мозга в период внутриутробной жизни малыша, в раннем детстве и в младенчестве.
Стоит отметить, что вышеуказанные расстройства представляют собой самостоятельную патологию, которая не детерминирована определенными повреждениями мозга, умственной отсталостью, невротическими факторами, тревогой, детским аутизмом, влиянием средовых факторов и депрессией.
Большинство таких пациентов со временем достигают удовлетворительного либо нормального речевого развития, однако происходит это гораздо позднее, чем у нормальных даже «поздно говорящих» детей.
Типичными явлениями являются значительные трудности в овладении общением, чтением, снижение темпов интеллектуального развития и сопутствующие либо вторичные поведенческие и эмоциональные проблемы (пытливость, невербальное поведение, потребность в общении не нарушены).
Для таких случаев характерно постоянное, вернее, регредитное, представленной в различной степени, течение. Рецидивов и ремиссий, собственно, не бывает.
Подобные нарушения могут возникать и при иных патологиях (аутизм, олигофрения, дефицит внимания, сенсорные нарушения, аффективные расстройства, социальная депривация, регрессия речи, невроз, приобретенная афазия, сопровождающаяся эпилепсией), однако в данной ситуации речевые расстройства рассматриваются в качестве основных либо сопутствующих симптомов основного заболевания.
Нарушения речевого развития у детей
Известны следующие нарушения в речевом развитии:
- Особое расстройство в развитии артикуляции речи – развитие звукопроизношения задержанное, при этом не связанное с умственные недоразвитием либо иной неврологической и психиатрической патологией. К 6-7 годам в норме ребенок начинает произносить большинство звуков, к 11-12 – безошибочно произносятся практически все звуки из родной речи.
- Расстройства в развитии экспрессивной речи – запоздалое развитие во время использования выразительной речи, которое не связано с патологией либо умственной отсталостью, либо с другой определенной психиатрической и неврологической патологией. Понимание чужой речи, а также звукопроизношение существенно могут быть не нарушены. К трехлетнему возрасту при существенных нарушениях, в речи ребенка отсутствуют некоторые слова, фразовая речь состоит из пары слов. Несколько позднее данное нарушение проявляется: ограниченным активным лексиконом, избыточным использованием маленького набора стандартных слов, некоторыми трудностями в подборе синонимов и слов, неполным произношением слов, их «проглатыванием», незрелой структурой фраз, ошибками синтаксиса, в особенности отсутствие приставок и флексий.
- Расстройства в развитии рецептивной речи – задержки в развитии понимания чужих слов, которое не связано с локальными патологиями мозга и иными определенными неврологическими и психиатрическими патологиями.
Зачастую в данном случае нарушена также экспрессивная речь, часто – артикуляция речи.
Высокий уровень коммуникативных, эмоциональных, а также поведенческих расстройств, социализации, нарушений в умственном развитии.
В большинстве случаев таким пациентам свойственны нормальные ролевые игры, беспрепятственное социальное взаимодействие, адекватное обращение к родителям и нормальная динамика развития.
Часто отмечается ухудшение слуха на высоких тонах.