Меню
Главная » Детское здоровье » Нарушения поведения. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Нарушения поведения. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Это патологическое состояние, проявляющееся двигательной расторможенностью (гиперактивностью), снижением концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. СДВГ — самая частая причина нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте.

Дети с СДВГ обычно являются объектом пристального внимания психологов, педагогов, дефектологов, логопедов, как труднообучаемые или педагогически запущенные. Однако причина их «плохого» поведения заключается в органическом повреждении головного мозга, произошедшем еще до рождения ребенка или в самом раннем его детстве, а вовсе не в распущенности или плохом воспитании.

Считается, что в среднем около 5 % детей школьного возраста страдают СДВГ, чаще — мальчики (соотношение мальчиков и девочек 5:1).

Причины возникновения СДВГ

Большую роль в развитии СДВГ играет наследственная предрасположенность, обычно у кого-то из близких родственников ребенка в детстве возникали подобные проблемы. Повреждения головного мозга до рождения происходят в результате патологии беременности и родов (хронической гипоксии плода, болезней, токсикозов, плохого питания беременной, угрозы прерывания беременности, приема алкоголя и курения беременной, недоношенности, переношенности, скорых родов или слабой родовой деятельности и др.). Факторы, влияющие на ребенка в раннем детстве, — это недоедание и различные заболевания, приводящие к кислородному голоданию головного мозга (в частности, бронхиальная астма или пороки сердца (подробную информацию про порок сердца у ребенка читайте тут), сопровождающиеся сердечной недостаточностью).
В течении и прогнозах СДВГ очень важную роль играют социально-психологические факторы. У детей из семей с высоким социально-экономическим статусом последствия повреждений головного мозга, как правило, проходят к школьному возрасту, а у детей из семей с низким статусом — остаются. Негативную роль играют воспитание в неполной семье, повторный брак у родителей, частые конфликты в семье, различные подходы к воспитанию ребенка у родителей, низкий уровень образования у родителей, продолжительная разлука с родителями, проживание у бабушки с дедушкой или в интернате, длительное тяжелое заболевание и/или смерть одного из родителей, алкоголизм и наркомания у родственников, низкая материальная обеспеченность семьи, неблагоприятные бытовые условия, в т.ч. отсутствие у ребенка отдельной комнаты и др.

Клинические проявления СДВГ

Нарушения внимания выражается в несобранности, легкой отвлекаемости, невозможности довести начатое до конца, частыми переключениями с одного занятия на другое, постоянным забыванием того, что нужно сделать, потерей своих вещей, необходимых в школе и дома. Дефицит внимания особенно заметен в ситуациях, когда нет контроля взрослого, и ребенку приходится действовать самостоятельно.

Двигательная расторможенность (гиперактивность) детей с СДВГ проявляется чрезвычайной подвижностью, непоседливостью, ребенок находится в постоянном хаотичном движении: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, громко кричит, «крушит» и ломает все, что ему подвернется под руку. Избыточная активность бесцельна и не соответствует требованиям конкретной обстановки. В более старшем возрасте гиперактивность проявляется неусидчивостью, суетливостью, двигательным беспокойством (крутится, вертится, сидя на стуле; постоянно что-то теребит и вертит в руках, трясет ногой и т.д.).

Гиперактивность обычно сочетается неловкостью и нарушением координации движений. Детям трудно даются операции, требующие развития мелкой моторики (завязывание шнурков, застегивание пуговиц, письмо и т. д.). Они неуклюжи и могут быть неустойчивы при ходьбе, легко падать, «сшибать углы» на своем пути.

Дети с синдромом дефицита внимания отличаются импульсивностью поведения и часто производят какие-либо действия, не подумав. Например, ребенок может без разрешения встать и ходить по классу посреди урока, бесцеремонно перебивать взрослых во время серьезного разговора, не дослушав вопроса учителя, выкрикивать ответ, вмешиваться в работу других детей и др. Ребенок по недомыслию может совершить и опасные для своей жизни и здоровья поступки (например, ввязаться в драку, выбежать на проезжую часть дороги).

Расстройства речи. Обычно это расстройство артикуляции речи, а также затруднения слухоречевой памяти и восприятия. В школе такие дети плохо пишут сочинения, с трудом рассказывают и пересказывают текст.

Сложности в обучении проявляются в связи со сниженным вниманием, сложностями в запоминании, письме, счете, затруднениями речи. Однако это всего лишь трудности, связанные с процессом обучения, а не свидетельство снижения интеллекта у ребенка.

Проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Дети с СДВГ в силу своей активности достаточно общительны и охотно идут на контакт с другими ребятами. Однако они оказываются неподходящими партнерами по играм и совместным занятиям, так как быстро отвлекаются, непостоянны в своих желаниях, часто хотят заняться чем-то другим, шумят, без спросу берут чужие вещи, мешают окружающим. Очень быстро другие дети отворачиваются от ребенка с СДВГ, не хотят с ним играть, общаться и дружить. Чтобы как-то сгладить ситуацию, ребенок зачастую сознательно выбирает для себя роль классного шута. Но наладить отношения в классе у него не получается, с ним продолжают дружить лишь дети младшего возраста или сверстники, имеющие аналогичные проблемы с поведением.

Родителей обычно раздражает беспокойный, непослушный, навязчивый, неаккуратный ребенок, не способный выполнять ежедневные поручения и помогать по дому. Мало того, они, часто не зная и не понимая специфики и природы такого поведения ребенка, постоянно его ругают и наказывают, сравнивают с более благополучными детьми, братьями и сестрами. Конфликты возникают не только в общении со сверстниками, но и в семье. Поэтому со временем ребенок с СДВГ становится изгоем, у него формируется тревожность и неуверенность в себе, низкая самооценка. И если родители отнесутся невнимательно к проблемам сына или дочери, не проявят терпения, понимания и настойчивости, у ребенка может выработаться деструктивное поведение.

Важно! Симптомы, схожие с проявлениями СДВГ, могут  встречаться и других заболеваниях, в том числе и при психических расстройствах. Правильно оценить состояние ребенка возможно только при совместном длительном наблюдении специалистов: невролога, психиатра, педагога, психолога.

Деструктивное поведение. Асоциальное и агрессивное поведение у детей с СДВГ формируется в условиях неправильного отношения к ребенку, когда им не занимаются, а в воспитании допущены серьезные ошибки. Дети младшего школьного возраста, отличаются злобностью и обидчивостью, недоброжелательным отношением к окружающим и мстительностью, часто ругаются и сквернословят, обвиняют в своих ошибках других людей, намеренно досаждают окружающим. Среди подростков с СДВГ распространены вранье, прогулы школы, драки, хулиганство, частые поздние возвращения домой или отсутствие дома по ночам, побеги из дома, вандализм (умышленная порча чужих вещей), взломы с проникновением (в чужие машины, дома и т.п.), воровство, поджоги, применение оружия и физическая жестокость по отношению к людям, животным.

Симптомы СДВГ встречаются в различных сочетаниях, и отличаются степенью выраженности: у одних детей преобладает дефицит внимания, у других — гиперактивность или импульсивность и т. д. Однако не спешите причислять своего ребенка к больным СДВГ. Подобные нарушения могут быть индивидуальными особенностями темперамента или следствием других заболеваний: соматической патологии, психических расстройств (аутизма, шизофрении, умственной отсталости), черепно-мозговой травмы, заболеваний щитовидной железы, эпилепсии и др.

Лечение и реабилитация детей с СДВГ

Лечение детей с СДВГ комплексное, оно включает в себя как медикаментозную терапию, так и коррекционную работу — с педагогом, психологом, логопедом. Работа с родителями дома должна быть очень активной. Ребенку с СДВГ требуется гораздо, больше внимания и времени, чем обычному здоровому малышу. От родителей же, прежде всего, зависит правильное воспитание в семье. Очень важно создать доброжелательную, спокойную обстановку дома, чтобы ребенок чувствовал себя нужным и любимым, добиться повышения его самооценки, уверенности в собственных силах. Помните, что малыш не виноват в своем поведении, и его состояние не связано с капризами или испорченностью характера.

Одна из целей воспитательной работы — добиться послушания, привить ребенку аккуратность, навыки самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела. Рядом с малышом нужно находиться постоянно, контролировать его действия и в то же время не опекать излишне и не выполнять за него работу. Нельзя давать гиперактивному ребенку сразу несколько заданий, он не сможет их выполнить и расстроится. Это должно быть только одно задание с конкретным указанием, что нужно сделать, а когда ребенок его выполнит, необходимо обязательно проконтролировать результат и похвалить.

Расхождения в заданиях допускать тоже не следует (например, папа дал одно, а бабушка другое, порой противоположное). Очень важно соблюдать четкий распорядок дня. Время пробуждения, отхода ко сну, приемов пищи и выполнения домашнего задания должно быть четко регламентировано и выполняться неукоснительно. В особенности и тонкости коррекционной работы с ребенком, страдающим СДВГ, вас посвятит психолог.

Похожие записи:
Дорогие читатели нашего сайта! Внимательно проверяйте указанные майлы, комментарии с несуществующими майлами игнорируются. Также если вы дублируете комментарии на нескольких сайтах, на такие комментарии отвечать не будем, они просто будут удаляться!
3 комментария
  1. Lika:

    LLL, если вы живете в Москве, то обратитесь в Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции

  2. Nik:

    Да с такими детьми очень тяжело.И не все педагоги и воспитатели умеют с такими детьми работать.

  3. LLL:

    да все понятно, но я вот уже 5 лет пытаюсь найти грамотного психолога и не могу — их нет, а те, которые вроде говорят что работают с такими детьми после общения — говорят, что с таким ребенком они не могут заниматься, так как все их знания заключаются только в доп. развитии нормальных детей

Оставить комментарий

© 2010-2017 Полное или частичное копирование, воспроизведение, перепечатка или любое другое использование материалов, размещенных на сайте «» возможны лишь с письменного согласия администрации и при наличие активной ссылки на сайт http://zdorovye-rebenka.ru