Меню
Главная » Детское здоровье » Наследственные заболевания » Минимальная мозговая дисфункция у детей

Минимальная мозговая дисфункция у детей

Минимальная мозговая дисфункция встречается у детей достаточно  часто. По разным данным, минимальная мозговая дисфункция страдают от 2 до   25 %   детей. Под минимальной мозговой дисфункцией подразумевают ряд состояний у детей неврологического характера: нарушение координации движений, гиперактивность, эмоциональная лабильность, небольшие речевые и двигательные нарушения, повышенная отвлекаемость, рассеянность, нарушения поведения, трудности в обучении и др.

Не понятно? Ничего, сейчас мы с вами эту абракадабру попытаемся расшифровать.
Сразу оговоримся, что врачи могут «обозвать» ММД самыми разными диагнозами: гиперактивность, дефицит внимания, хронический мозговой синдром, органическая мозговая дисфункция, легкая детская энцефалопатия, задержка психомоторного развития и др. Кроме того, дети с ММД являются предметом пристального внимания психологов, педагогов, дефектологов, логопедов, как дети, трудно обучаемые или педагогически запущенные. У каждого ребенка проявления ММД могут быть свои, но в основе всего — некогда пережитые вредные воздействия, немного повредившие головной мозг.

Причины минимальной мозговой дисфункции у детей

К незрелости мозга на момент рождения или нарушению обменных процессов головного мозга приводят различные факторы.

Факторы, действующие до рождения ребенка:

  •  Наследственная предрасположенность. Кто-то из близких родственников ребенка страдает подобными расстройствами.
  • Патология беременности и родов:

—  Недоношенность.
—  Болезни и токсикозы беременной.
—  Угроза прерывания беременности.
—  Плохое питание во время беременности. Анемия беременной.
—  Гипоксия плода и асфиксия новорожденного.
—  Гемолитическая болезнь.
—  Патология родов (скорые роды, слабая родовая деятельность и др.).

Факторы, действующие в раннем детстве:

  • Недоедание в раннем детстве.
  • Заболевания, перенесенные в раннем детстве, особенно те, при которых мозг испытывает постоянный дефицит кислорода. Например, бронхиальная астма, когда больные легкие не могут полноценно обогатить кровь кислородом. Или врожденный порок сердца, когда ущербная сердечная деятельность не способна обеспечить достойный кровоток в мозге. И другие.

Симптомы минимальной мозговой дисфункции у детей

Проблемы у детей, связанные с ММД, расцветают пышным цветом в период подготовки к школе и в начальной школе, когда обнаруживается, что ребенок, как оказывается, совершенно не способен учиться: плохо запоминает, отвлекается, отвратительно пишет, да к тому же и характером обладает несносным. Учителя и родители бьются над неуправляемым чадом, а оно их мучит: уговоры и воспитательные беседы о пользе знаний не приносят успеха.

Итак, у ребенка с ММД встречаются следующие особенности:

Повышенная двигательная активность, сочетающаяся с неловкостью. Дети неусидчивы, непоседливы, долго не могут выполнять одну работу. Их все время куда-то несет, они могут громко кричать, бесцельно бегать в неподобающей обстановке (например, вскакивать и начать ходить посреди урока или бесцеремонно перебивать взрослых во время серьезного разговора). Они неуклюжи и «сбивают все углы» на своем пути, могут быть неустойчивы при ходьбе, и легко падать, а уж если что-то попадает в их руки, непременно оказывается сломанным. Эти проявления носят название гиперактивность. Нередко гиперактивность сочетается с дефицитом внимания.

Дефицит внимания. Сразу возникает аналогия с тем, что ребенку не хватает внимания со стороны взрослых, поэтому он такой запущенный. Да, действительно, внимания ему не хватает, только своего собственного. Такие дети очень легко отвлекаются на любые раздражители, не могут сосредоточиться на чем-либо, рассеянны, им сложно дается запоминание.

Нарушения сна. Обычно дети плохо спят, часто просыпаются, вскрикивают во сне.

Особенности характера. Настроение ребенка быстро меняется и легко переходит от приподнятого к депрессивному (эмоциональная лабильность). Иногда у него возникают беспричинные вспышки ярости и гнева, причем не только к окружающим, но и к себе. Ребенок инфантилен, предпочитает играть с детьми младшего возраста.

Нарушения мелкой моторики. У таких деток плохо работают пальчики, им проблематично завязать шнурки и застегнуть пуговицы, а в более старшем возрасте — пользоваться ножницами, писать, шить. Сложности в письме проявляются в плохом почерке (пишет мелко или крупно), а также в том, что ребенок быстро устает писать.

Нарушения речи. Страдает артикуляция речи, слухоречевая память и восприятие. Таким детям сложно строить длинные предложения, их речь бедна, они с трудом рассказывают и пересказывают текст, плохо пишут сочинения.

Нарушение пространственного восприятия. Плохая ориентировка между «правым» и «левым», зеркальное написание букв и др.

Нарушения памяти. Сложно дается механическое запоминание.

Сложности в обучении. Учитывая все выше перечисленное, ни у кого не останется сомнения в том, что ребенку будет сложно учиться. Обычно у детей имеется неполный набор симптомов ММД, поэтому в зависимости от особенностей течения болезни один ребенок будет испытывать сложности в письме, другому тяжело дается чтение, третьему — счет и т. д. При этом не нужно думать, что ребенок глупый, хотя такой вариант, конечно, тоже возможен. При ММД знаковую роль в наличии сложностей в обучении имеют не интеллектуальные способности ребенка, а невозможность их реализации.

Об этом, прежде всего, говорит то, что более 70 % детей с ММД при правильной организации занятий и грамотном медикаментозном лечении догоняют своих сверстников и учатся в обычной нормальной школе. Если превратить процесс обучения в увлекательную игру, увеличить мотивацию (поощрять ребенка, хвалить и т. д.) и, что очень важно, включить над ним контроль (следить за выполнением задания, проговаривать его действия вместе с ним, заставлять отчитываться о проделанной работе), такие проявления, как гиперактивность и дефицит внимания, снижаются или исчезают вовсе.

Внимание! Симптомы, схожие с проявлениями ММД, наблюдаются и при некоторых других заболеваниях (олигофрения, психозы и др.), поэтому полную правильную оценку состоянию больного может дать только совместное длительное наблюдение ребенка неврологом, психиатром и педагогом. Консультация детского психиатра обязательна.

Лечение ММД

Лечение ребенка с минимальной мозговой дисфункцией длительное и требует терпения. Понятно, что больному ММД необходимо уделять гораздо больше внимания и времени, чем обычному здоровому ребенку.

1.  Создание доброжелательной спокойной обстановки дома, в детском саду, школе. Необходимо понимать, что состояние ребенка связано не с испорченностью характера, эгоизмом и капризами, а с заболеванием и его неадекватные поступки не умышленны.

2.  Воспитание и занятия.

  • Ведущее слово в воспитании ребенка с ММД — контроль. Вы постоянно должны находиться рядом и контролировать действия ребенка.
  •  Нельзя допускать в воспитании крайностей: с одной стороны быть с ребенком чрезмерно строгими и требовательными, наказывать, с другой — излишне опекать. В речи, обращенной к ребенку, избегайте слов «нет» и «нельзя», говорите с ним сдержанным, спокойным тоном.
  •  Частое изменение настроения родителей негативно отражается на больном, как и расхождение в указаниях (минуту назад говорят одно, через некоторое время — прямо противоположное или мнения родителей относительно действий ребенка расходятся).
  •  Нельзя давать ребенку одновременно несколько заданий: он не сможет их выполнить и расстроится, вы тоже останетесь недовольны. Нужно дать только одно задание и ограничить его выполнение определенным временем. После того, как ребенок его сделает, проконтролируйте выполнение и похвалите.
  •  Для ребенка с ММД предпочтительны занятия, требующие концентрации внимания и развивающие мелкую моторику рук: рисование, лепка, аппликация, вышивание, вязание.
  •  Режим дня должен быть очень четким. Обязательно придерживайтесь его: время пробуждения, отхода ко сну, выполнение уроков, приемы пищи должны ежедневно строго соблюдаться.
  •  Ограничьте контакты ребенка с большим скоплением народа (шумные гости, массовые детские игры), это излишне возбуждает и способствует рассеиванию внимания. Лучше пусть ребенок играет или общается только с одним человеком.
  •  Ограничьте телевизор и компьютер.
  •  Физическая активность — необходимое условие. У ребенка с ММД огромное количество избыточной энергии, которую необходимо куда-то расходовать. Самое подходящее применение ей — физкультура.

3.  Питание ребенка должно соответствовать возрасту, быть полноценным и богато витаминами.

4.  Работа с педагогом.

5.  Работа с логопедом.

6.  Работа с психологом.

7.  Работа с родителями дома (очень активная).

8.  Медикаментозное лечение:

Препараты, улучшающие питание и обменные процессы мозга: ноотропил, пирацетам, цереборлизин, фенибут, энцефабол, инстенон и др.

Препараты, улучшающие кровоснабжение мозга: кавинтон, циннаризин и др.
Витамины группы В, поливитамины.

БАД и препараты, улучшающие работу мозга, содержащие лецитин, карнитин, таурин.
Успокаивающие средства: валериана, пустырник, новопассит и др.

Внимание! Курс лечения и доза назначается врачом индивидуально и зависит от течения болезни. Все лекарственные препараты можно давать ребенку только по рекомендации специалиста.

Похожие записи:
Дорогие читатели нашего сайта! Внимательно проверяйте указанные майлы, комментарии с несуществующими майлами игнорируются. Также если вы дублируете комментарии на нескольких сайтах, на такие комментарии отвечать не будем, они просто будут удаляться!
13 комментариев
  1. Галина:

    Добрый день! Нам в 3 года поставили диагноз ЗПРР, а в 6 лет ММД, сейчас нам 8 лет идем в школу, вернее на домашнее обучение, естественно что производили объемное лечение, но результатов почти нет. У меня только вопрос, это вообще лечиться или с годами только немного видны изменения? И можно ли с этим диагнозом оформить инвалидность? Так-как ребенок не самостоятельный ,а стаж и деньги на врачей нужны. Заранее спасибо за ответ.

    • Педиатр:

      Здравствуйте. При таких патологиях все индивидуально в плане развития и вероятности положительной динамики. Наиболее активный прогресс наблюдается до года, затем по убывающей, имеет значение сочетание многих факторов и результаты различны в каждом отдельном случае. К сожалению, поздно установлен диагноз – после трех лет медикаментозная коррекция, даже объемная и комплексная дает минимальные результаты, время упущено. По-поводу инвалидности – узнавайте на МСЭК, возможно по сочетанности симптомов и синдромов, постоянном наблюдении, но с таким диагнозом инвалидность оформляется редко, именно ММД. Все решается только на комиссии, узнавайте у лечащих врачей, председателя ВКК – они дают направление на областной МСЭК. Возможно, придется положить ребенка на обследование в психоневрологический стационар – это стандартная процедура для уточнения диагноза, описания статуса и умений ребенка на данный момент и к этому нужно быть готовым. Затем вопрос рассматривается на МСЭК.
      Лечение и наблюдение необходимо, даже если есть минимальный прогресс, не опускайте руки и боритесь, в своей практике я наблюдала достаточно случаев, когда дети с таким диагнозом в определенный момент имели стойкий прогресс в психоэмоциональном развитии. Всего самого лучшего и здоровья всей семье.

  2. Екатерина Иванова:

    Здравствуйте.Моему сыну 8,5 лет, в этом году пошли в 3 класс.Проблемы начались сразу как пошли в 1 класс. Свозила в город к неврологу, он сказал, что неврологических проблем у ребенка не наблюдается, но поставил в тетради запись: ММД, СДВГ плюс консультации психолога и психиатра. Нашли психолога, который работает в центре нейропатологии детей и и подростков (кажется так называется), она много раз тестировала ребенка, сказала, что у него высокий уровень интеллекта, нельзя на него давить ни дома, ни в школе. В общем никаких проблем. Психиатр сказала то же самое. Во 2 классе по рекомендации директора школы я перевела сына на домашнее обучение, хотя оно вообще не предполагалось (психолог настаивала, что ни в коем случае нельзя этого делать). В общем от домашнего обучения вышло только хуже.Сейчас пришли в другую школу в 3 класс, учитель сразу поняла, что ребенок «проблемный» (не успевает записывать вместе со всем классом, не до конца понимает задания, отвлекается и т.д.). Снова предлагают домашнее обучение. Что мне делать?! Опять проходить этот кошмар на дому, когда он учителя в дом не станет впускать (такое у нас уже было). Дайте, пожалуйста. хороший совет. Спасибо.

  3. Алена:

    Добрый день!Хотела спросить нам 11лет и у нас с 5 лет ММД с когнитивными нарушениями,мы постоянно стимулируем мозг но улутшений нету,нам трудно учится в коликтиве поэтому оформляем домашнее обучение.Но в этом году сказали что нам комисия откажет в таком учении через то что правительство не хочет фенансировать.Для нас это катастрофа,нам предложили выход леч в психическую больницю что бы были основания для индивидуального обучения,но я не хочу ложить туда дочку можно ли заменить психическую больницу на неврологическое отделенние?и будет ли основания после такого отделениия дать нам индивидуальное обучение?Спасибо

    • Педиатр:

      Здравствуйте, Алёна! Я Вас понимаю, но на данный момент вам действительно могут отказать в индивидуальном обучении и проблема, скорее всего не в отсутствии финансирования, а в необходимости подтверждения диагноза (раз 3-5 лет), чтобы у медико-педагогической комиссии были основания продления индивидуального обучения. Обычно подтверждение таких диагнозов дается только после стационарного обследования лечения в психоневрологических диспансерах. Не могу сказать: будет ли основанием заключение неврологического отделения – это только на усмотрение комиссии (скорее всего не будет: по диагнозу это психоневрология!, а заключения действительны только из профильного стационара).
      Вам нужно посоветоваться с председателем ВКК вашей больницы и на более высоком уровне уточнять все эти вопросы.

  4. Лариса:

    Добрый день .У нас ММД ребёнку 5 лет .Выписан адаптал 0,5*2р в день .Этот препарат транквилизатор .опасаемся что препарат будет тормазить ребёнка.Пожайлуста дайте совет .Заранее спасибо

    • Педиатр:

      Здравствуйте, Лариса!
      Адаптол относится к группе дневных транквилизаторов.
      Он не влияет на координацию движений и не расслабляет мышцы.
      Снотворного действия также не оказывает.
      Наряду с этим препарат снимает стрессы, чувство страха, беспокойства, раздражительность.
      Думаю, что «тормозить» ребенка он не будет, тем более, что доза назначена небольшая.

  5. Лана:

    Спасибо! Очень помогли!

  6. Гуля:

    Спасибо, очень хорошая статья. Кратко и все верно

  7. Юлия:

    Спасибо за статью.

  8. Клавдия Третьякова:

    Очень хорошая статья. Спасибо.

Оставить комментарий

© 2010-2017 Полное или частичное копирование, воспроизведение, перепечатка или любое другое использование материалов, размещенных на сайте «» возможны лишь с письменного согласия администрации и при наличие активной ссылки на сайт http://zdorovye-rebenka.ru