Меню
Главная » Детское здоровье » Дыхательная недостаточность у детей: первая помощь

Дыхательная недостаточность у детей: первая помощь

дыхательная недостаточность у детей   Дыхательной недостаточностью (ДН) называется невозможность поддержания нормального газового состава крови (соотношение кислорода и углекислого газа) по причине нарушенного газообмена в легких, в условиях спокойного дыхания. При ДН, поддержание оптимального газового состава достигается за счет привлечения компенсаторных механизмов (увеличение частоты и глубины дыханий, вовлечение вспомогательных мышц). При их истощении или несостоятельности в организме развивается кислородная недостаточность (гипоксия).

Синдром ДН практически всегда сопровождает острые и хронические заболевания, аномалии развития легких и других органов дыхания. Может быть следствием заболеваний сердца, органов пищеварения, различных травм (грудной клетки, позвоночника), мышц и т.д. Ее причиной может стать поражение дыхательного центра в головном мозге.

Дыхательная недостаточность у детей отличается от таковой у взрослых, более стремительным развитием с быстрым приобретением более высоких степеней тяжести состояния. Связано это с особенностями строения дыхательного аппарата ребенка (меньшая, относительно других размеров, дыхательная площадь легких, высокое расположение купола диафрагмы), морфо-функциональной незрелостью бронхов и легких, слабостью дыхательных мышц. Поэтому, одышка проявляется больше за счет возрастания частоты, нежели глубины дыхания.

Признаки ДН в соответствии со степенью тяжести

            При легкой (первой) степени появляется одышка, расширение крыльев носа, учащением сердечных сокращений (тахикардия) и пульса при незначительных физических нагрузках.

Средняя (вторая) степень добавляется повышением артериального давления, кожа бледнеет, наблюдается вялость, снижение тонуса скелетных мышц. Проявляться она может уже в покое.

Тяжелая (третья) степень характеризуется выраженной одышкой за счет привлечения вспомогательных мышц дыхания (плечевого пояса, спины). Ребенок может занимать вынужденное положение – сидя, с упором на руки. Кратность дыхательных движений уменьшается, они становятся аритмичными. Определяется выраженная бледность кожи с цианозом (посинением) носогубного треугольника. Сознание заторможено. Частота пульса нарастает, а артериальное давление падает. Проявления регистрируются на фоне полного покоя ребенка.

Терминальная (четвертая) степень – гипоксическая кома. Сознание отсутствует. Дыхание редкое, поверхностное, прерывистое. Пульс редкий, определяется на сонной артерии (резкое снижение артериального давления). Кожа темнеет, на конечностях и туловище проявляются пятна багрово-синюшного оттенка.

Первая помощь ребенку с дыхательной недостаточностью

Амбулаторно можно лечить детей только с хронической недостаточностью дыхания легкой и средней степени. Любая степень остро возникшей ДН, а также, тяжелое и коматозное проявление хронической, требуют незамедлительной госпитализации ребенка. Поэтому, оказание первой помощи такому пациенту начинается с вызова бригады «скорой».

При предварительно оцененном состоянии, как легкая или средняя степень, необходимо обеспечить ребенку полный покой и свободное дыхание (расстегнуть воротничок рубашки, стесняющую движения грудной клетки одежду). В помещение должно поступать достаточное количество свежего, умеренно влажного, прохладного воздуха. Не последняя роль отводится психологическому спокойствию.

Тяжелая и, особенно, терминальная стадия – показание для проведения реанимационных мероприятий.

  1. ОТСТАВИТЬ ПАНИКУ!
  2. Положение больного – лежа на спине, голова чуть запрокинута назад.
  3. Оцениваем проходимость верхних дыхательных путей (удаляем пальцем изо рта и глотки посторонние предметы и субстанции).
  4. При отсутствии необходимого оборудования, осуществляется дыхание «рот в рот» (нос ребенка зажат) или «рот в нос» (рот ребенка закрыт) через тонкий платок или сложенный в 4 раза бинт.
  5. Выдыхая в рот (нос), следует помнить, что объем детских легких в разы меньше взрослых. Выдыхать надо медленно, до видимого движения груди или живота. Кратность не должна превышать 10 в минуту для школьников и 15 для дошколят.
  6. Периодически проверяем сердечную деятельность. Если замечена остановка сердца, засекается время и помощь проводится по всей схеме оказания сердечно-легочной реанимации.
Похожие записи:
Дорогие читатели нашего сайта! Внимательно проверяйте указанные майлы, комментарии с несуществующими майлами игнорируются. Также если вы дублируете комментарии на нескольких сайтах, на такие комментарии отвечать не будем, они просто будут удаляться!
Оставить комментарий

© 2010-2017 Полное или частичное копирование, воспроизведение, перепечатка или любое другое использование материалов, размещенных на сайте «» возможны лишь с письменного согласия администрации и при наличие активной ссылки на сайт http://zdorovye-rebenka.ru