Меню
Главная » Детское здоровье » Дислексия у ребенка: причины, диагностика и коррекция

Дислексия у ребенка: причины, диагностика и коррекция

По статистике от дислексии страдает 12% населения. Дислексия определяется как стойкая неспособность овладеть навыком чтения при нормальном уровне интеллекта в оптимальных условиях обучения.

Факторами развития дислексии могут служить:

Для чтения необходим достаточный уровень развития речи, фонематического слуха, пространственных представлений, зрительного восприятия. Если какая-то из этих сфер не развита до определенного уровня, дислексия имеет ту или иную форму:

  • Фонемная — дети путают буквы сходные по звучанию, пропускают слоги и слова. Часто это все сопровождается речевыми расстройствами.
  • Семантическая — техника чтения на достаточном уровне, но ребенок не запоминает смысл прочитанного, не может перевести.
  • Аграмматичная — проблемы согласования слов по падежам, родам, числом.
  • Мнестическая — недостаточно усвоено связь между буквами и звуками. Дети путают буквы из-за низкого уровня зрительной памяти.
  • Оптическая — слабость зрительного восприятия. В процессе чтения путают строки, плохо ориентируются в тексте на странице, присутствует «зеркальность». Ребенок может читать справа налево, не может найти начало предложения, абзац.

Диагностику при подозрении на дислексию проводят невролог, логопед и психолог. Для этого подбирают текст, который соответствует возрастным нормам, серию слов, букв. Во время чтения и перевода теста фиксируют имеющиеся ошибки. Также диагностируют общий уровень развития и мотивированность к обучению. Недостатки чтения у детей первого года обучения возникают из-за несформированности чтения и не требуют коррекционной работы.

Подозревая дислексию у ребенка, родители могут обратиться к психологу или логопеду. Учитель может рекомендовать родителям обратиться к школьному психологу.

Не существует лекарств от дислексии. Для психолого-педагогической коррекции подбирают упражнения для развития речи. Задачи учитывают форму дислексии и подбираются таким образом, чтобы иметь опору на сильную анализаторные систему. Например, при нарушении зрительного восприятия учат ребенка всегда проговаривать при чтении.

При оптической форме дислексии используют упражнения для развития зрительного восприятия, внимания, памяти. Это различные лабиринты, корректурная правка, задачи на нахождение различий в рисунках, восстановление рисунка по памяти, воспроизведение по образцу. Для усвоения образа букв полезно лепить их из пластилина, составлять из палочек. Графические диктанты помогут с развитием пространственных представлений. Если трудно удерживать строку, закрывают текст ниже листом бумаги, или «окошечком для чтения».

Фонемная дислексия требует работы логопеда. Полезны упражнения на распознавание звуков в слове, звуковой разбор слов. Ребенку предлагают показать карточку, в названии которой есть определенный звук, составлять слова из букв. Сейчас много настольных игр для речевого развития. Интересными могут быть диктанты для развития слухового внимания. Учитель читает текст, ученик должен заметить себе предложения пиктограммой или серией рисунков. Позже рисунками составляют рассказ и воспроизводят текст.

При семантической дислексии чтения автоматическое — смысл прочитанного не воспринимается. Полезно составлять план текста, выполнять словарную работу, использовать мнемотаблици.

Избавиться от дислексии совсем удается редко. Задача обучения — минимизировать влияние расстройства на учебу. Сейчас существует несколько специальных шрифтов для людей с дислексией, которые облегчают чтение и распространяются бесплатно.

Поскольку дети с дислексией не имеют интеллектуальных нарушений — могут получить высшее образование и вести обычную жизнь. Им требуется больше времени на выполнение тестовых заданий. Сейчас такие проблемы можно преодолеть, используя электронные книги и другие компьютерные средства обучения.

Похожие записи:
Дорогие читатели нашего сайта! Внимательно проверяйте указанные майлы, комментарии с несуществующими майлами игнорируются. Также если вы дублируете комментарии на нескольких сайтах, на такие комментарии отвечать не будем, они просто будут удаляться!
Оставить комментарий

© 2010-2018 Полное или частичное копирование, воспроизведение, перепечатка или любое другое использование материалов, размещенных на сайте «» возможны лишь с письменного согласия администрации и при наличие активной ссылки на сайт http://zdorovye-rebenka.ru